МБОУ “СОШ №17”
город Усть-Илимск, Иркутская область
  • Противодействие буллингу

    Изображения.

    Чем буллинг отличается от конфликтов?

    Три главных отличия:

    Конфликт - это разовая попытка с помощью агрессии разрешить проблему или спор. Буллинг - это протяжённый во времени социальный акт, цель которого — поднять статус и самооценку агрессоров за счёт унижения жертвы.

    Чем буллинг отличается от розыгрышей?

    Друзья и приятели часто подкалывают друг друга, и порой эти шутки могут выглядеть очень недружелюбно, но восприниматься обеими сторонами именно как юмор. Как различить розыгрыш и буллинг:

    Розыгрыш - это когда смешно обеим сторонам. В травле одна из сторон переживает обиду и злость, ей вовсе не смешно.

    Розыгрыш может исходить от обеих сторон (сегодня ваш друг прикалывается над вами, завтра - вы над ним), а буллинг - это односторонний процесс. Если тот, над кем подшутили, попытался тоже ответить шуткой и за это был избит - это буллинг.

    Виды буллинга

    Травля может происходить где угодно, например, по дороге в школу, дома или в сети. Инициатор буллинга стремится повысить уверенность в себе, чувство собственной важности или авторитет. Он использует разные тактики, чтобы ощутить власть над другим человеком, унизить его, заставить бояться.

    Помимо явного запугивания, существуют формы травли, которые трудно заметить со стороны. выделяют восемь видов буллинга.

    Изоляция-человека исключают из общих занятий, он оказывается в одиночестве.

    Присоединение-для участия в травле не обязательно быть инициатором.

    Вербальные издевательства-обидные слова, насмешки, словесные угрозы.

    Бодишейминг-обидные высказывания относительно внешнего вида, размеров или формы тела человека.

    Физические издевательства-применение грубой силы, гадкие или грубые жесты.

    Сексуальные издевательства-шутки, жесты или комментарии на тему секса, распространение сплетен.

    Кибербуллинг-запугивание или троллинг в интернете, через СМС или чаты.

    «Я ни при чем»-видеть, что над кем-то издеваются, и не сообщить об этом ни сразу, ни потом.

    Какие дети становятся агрессорами? Кто подвергается наибольшему риску стать жертвой?

    Дети-агрессоры

    Иногда имеет место проактивная травля -спланированная заранее (целенаправленная). Здесь есть четкая цель и умысел. Дети, которые занимаются проактивным буллингом, часто обладают развитой социальной компетентностью и хорошо понимают эмоции других людей, но им не хватает сочувствия (то есть им трудно понять, каково это -быть жертвой).

    И наоборот, существует реактивная травля. Ребенок, выступающий в роли реактивного агрессора, может плохо понимать эмоции других людей и поэтому не осознает, какие чувства вызывает у них подобное поведение. У такого ребенка слабо развиты социальные навыки, а социальная компетентность низкая. Он с большей вероятностью гиперактивен, импульсивен, вспыльчив, раздражителен и не склонен сдерживать вспышки гнева, что часто усугубляет ситуацию. В эту группу попадают и дети-агрессоры, и дети-жертвы.

    Дети-жертвы

    Этим детям не хватает уверенности в себе, их социальная компетентность невысока. Одни страдают от приступов тревожности и пассивны, другим трудно регулировать собственные эмоции, и поэтому они набрасываются на других детей и сами попадают в неприятные ситуации. У них может быть хорошо развита аффективная эмпатия (способность чувствовать то, что чувствуют другие), но отсутствует эмпатия когнитивная (понимание этих чувств). У таких детей мало друзей, поэтому они более уязвимы.

    Буллинг и группа сверстников

    Выделено шесть ролей, которые важно учитывать при противостоянии буллингу.

    • Агрессор: активен, берет на себя инициативу или инициирует травлю, ведет себя как лидер.
    • Ассистент: принимает активное участие в травле, но больше как последователь, чем как лидер.
    • Усилитель: поощряет травлю, обеспечивает аудиторию, возможно, смеется и подыгрывает.
    • Защитник: заступается за жертву, поддерживает ее или пытается приободрить.
    • Наблюдатель: ничего не делает, держится в стороне.
    • Жертва: подвергается травле.

    Кто еще знает о травле?

    Учителя или другие сотрудники школы могут заметить, что в группе что-то идет не так, либо узнав о неприятных инцидентах от детей, либо в результате собственных наблюдений за поведением и взаимоотношениями учеников.

    Возможно, вы услышали, как дети обсуждают что-то непонятное, или случайно подслушали их разговор, или заметили не дающее вам покоя сообщение в телефоне или в соцсетях. Кроме того, родители других детей могут рассказать вам о каких-то проблемах. Тем не менее, несмотря на подозрения, что ребенок подвергается травле, у вас нет явных доказательств этого. Если вас что-то тревожит, внимательнее присмотритесь к происходящему.

    Что можно сделать, если вы считаете, что ребенок подвергается травле

    Если ребенок не хочет откровенно рассказать о том, что его травят, но вы обеспокоены его поведением или информацией, услышанной от других, прежде всего попытайтесь поговорить с ним. Сначала он может избегать разговора, считая, что вы все равно ничего не поймете. Тем не менее дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать его, и предоставьте ему возможность самому выбрать момент.

    Как вариант, можно обратиться к другому взрослому или доверенному лицу, с кем вашему ребенку будет проще поговорить. Пусть вас это не задевает. Порадуйтесь, что есть человек, кому ребенок доверяет. Если же он упорно не желает делиться своей бедой ни с кем из родных и знакомых, стоит обратиться за помощью в местные консультационные службы. В 2010 году в России для оказания психологической помощи детям, подросткам и их родителям в трудных жизненных ситуациях был создан детский телефон доверия 8-800-2000-122. За 10 лет существования принято более 10 миллионов звонков. Звонок бесплатный и анонимный.

    Что делать родителям

    Светлана Филатова, нейропсихолог проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready), поделилась с нами пошаговым руководством, которое поможет родителям понять алгоритм действий в случае травли и остановить ее.

    Всем родителям рекомендуем ознакомиться с материалами сайта https://травлинет.рф/ Авторы этого проекта очень доходчиво, искренне и точно рассказывают о том, что такое буллинг и как с ним бороться.

    По материалам книг «Как помочь ребенку повзрослеть» и «Дружелюбные»

    С участием Светланы Филатовой, нейропсихолога проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready)

    Изображения.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie